Давление наркотрафиков нарастает

На пакетах с героином наркокартели пишут «сихат», что в переводе означает «здоровье»

Директор ФСКН России Виктор Иванов предложил «обрушить всю мощь на менеджеров и организаторов наркотрафика и ужесточить в отношении них наказание, вплоть до пожизненного лишения свободы».
Это касается тех, кто поставляет и продает более одного килограмма героина, уточнил он, выступая в Москве на общественной конференции «Кризис и наркотики».

Приятного аппетита?!
Виктор Иванов отметил, что давление наркотрафиков нарастает. Демонстрируя собравшимся два увесистых пакета с героином, директор главного антинаркотического ведомства страны подчеркнул, что вся изъятая продукция отмечена одной маркировкой, обозначающей фирменный знак наркокартеля в Афганистане и с арабской надписью на пакете «Сихат», что с арабского значит «здоровье» в смысле «Приятного аппетита». В ФСКН имеются данные о 56 находящихся в Афганистане наркокартелях, каждый из которых имеет свой неповторимый фирменный бренд.
За минувший год к уголовной ответственности были привлечены 117 тысяч человек. Мониторинг наркозависимых, а их контингент колеблется от 2 до 2,5 миллиона человек, свидетельствует о том, что эти люди в массе своей (до 70%) ведут асоциальный образ жизни и почти все являются безработными.
Кризис в совокупности со стремительным сокращением рабочих мест в государствах Средней Азии способствует и резкому росту числа гастарбайтеров, рекрутируемых наркомафией в качестве наркоперевозчиков.

Альтернативное лечение не панацея
Виктор Иванов считает недопустимым ужесточение отношения к больным наркоманией. Наоборот, необходимо уменьшать карательность по отношению к наркозависимым, больным, по сути, людям, создавая основания для их излечения.
Это, в свою очередь, должно уравновешиваться ужесточением законодательства в отношении наркобаронов и распространителей крупных оптовых партий наркотиков.
Для этого целесообразно внедрить в России широко распространенную в демократических государствах систему так называемого альтернативного лечения. Вероятно, имеет смысл создавать и специальные суды для наркозависимых, наркосуды, особенно по отношению к тем, кто нарушает закон в целях добывания очередной дозы наркотика.
Это позволит существенно разгрузить судебную систему, поскольку в отдельных районных судах до 30 процентов всех разбираемых дел касаются именно наркотиков.
Директор Департамента организации медицинской помощи и развития здоровья Минздравсоцразвития Ольга Кривонос заявила, что наркозависимых подростков в России становится меньше. Эта тенденция, по ее данным, наблюдается с 2007 года. Но структура зависимости не изменилась – примерно 87% случаев приходится на зависимость от опиатов, на втором месте зависимость от наркотиков каннабисной группы.
Пик заболеваемости наркоманией в России, по словам Ольги Кривонос, пришелся на 2000 год, когда было выявлено почти 73 тыс. больных. Чтобы укрепить тенденцию к снижению числа больных, необходимо, по ее мнению, «выработать с правоохранительными органами, образовательными учреждениями и общественными организациями план дальнейших действий». В эту программу в первую очередь должны войти мероприятия по первичной профилактике наркомании и медикосоциальной реабилитации больных.
Ольга Кривонос напомнила, что в Минздраве разработан комплексный подход по этому вопросу в рамках нацпроекта «Здоровье», где большое внимание уделяется формированию здорового образа жизни и ценности семьи у молодого поколения.
В свою очередь член Общественной палаты и президент российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Олег Зыков отметил неэффективность существующей системы реабилитации наркоманов. По мнению эксперта, существуют три давно сформулированных принципа эффективного лечения: анонимность, доступность и бесплатность. В России же до этого далеко. Зыков уверен, что практику обязательной постановки на учет в наркодиспансеры необходимо упразднить. Такой порядок лишает больных возможности анонимного лечения, в итоге люди вынуждены обращаться в коммерческие центры.

Подбрюшье монополиста
Директор ФСКН довел до сведения членов конференции, что Российская Федерация за последние годы не просто «подсела на иглу» афганских опиатов, но стала абсолютным мировым лидером по потреблению опиатов, прежде всего героина.
Мы имеем дело с новым всемирным феноменом, который определяется тем, что основным источником наркотиков в стране является находящийся в нашем «мягком подбрюшье» Афганистан. С одной стороны, эта страна превращена в абсолютного монополиста по производству опиатов – она их производит не менее 93 процентов от всего мирового производства. С другой – в Афганистане созданы идеальные условия для направления героинового потока именно в Россию, на Север.
В итоге, несмотря на рост объемов изымаемых в России наркотиков, из Афганистана в Россию контрабандно ввозится и потребляется гражданами нашей страны не менее 12 тонн чистого героина – это 3 миллиарда разовых доз. Этот объем разными партиями – от одного килограмма до 100 и более килограммов – транзитом движется по среднеазиатским республикам и через казахстанско-российскую границу героиновым аэрозолем распыляется по всей стране.
Россия является сегодня главной жертвой афганского наркотрафика. Одновременно жертвами являются и страны транзита, и сами афганцы, поскольку превращенный в высокодоходную наркоферму Афганистан не имеет нормальной экономики, которая тотально вытеснена наркопроизводством и неминуемо плодит нищету, голод, смерть.
Отправной точкой при оценке ситуации должен стать тот факт, что с момента ввода в Афганистан военных контингентов США и НАТО в 2001 году урожаи наркотиков выросли более чем в 40 раз.
При этом объем наркотиков, произведенных в Афганистане с момента начала операции «Несокрушимая свобода», составил 37 300 тонн, при этом изъято из них – 2300 т, т. е. 6,2%. Соответственно, оставшиеся 35 000 т – в распоряжении наркоторговцев, и значительная часть этого «яда» ожидает своего потребителя, находясь в хранилищах и нарколабораториях в Афганистане.
В целом, оценивая действенность усилий международного сообщества, направленных на достижение целей, сформулированных в политической декларации Генеральной Ассамблеи ООН в 1998 г.
(об уничтожении или существенном сокращении урожая опиума), можно заявить, что они потерпели полное фиаско.
Урожаи опиума, напротив, к настоящему времени возросли в 2 раза, а в Афганистане – более чем в 3 раза, т. е. с 2100 тонн до 7700 тонн.
Таким образом, предпринимаемые международным сообществом меры, а точнее полумеры, в действующем формате и за 100 лет не дадут необходимого результата. Самыми пострадавшими странами по-прежнему будут Россия, среднеазиатские страны и сам Афганистан.

Афганский вопрос
К сожалению, наблюдается значительное число признаков, свидетельствующих о том, что мировое сообщество в лице ООН не в состоянии разглядеть планетарный характер афганского наркотрафика. После парламентских слушаний в Государственной думе подготовлено обращение Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации «К парламентариям государств – членов Организации Объединенных Наций и международным парламентским организациям в связи с возросшей угрозой производства и распространения наркотиков из Афганистана для международной безопасности».
Назрела необходимость дополнительного укрепления и серьезного пересмотра действующих сейчас механизмов международной помощи и контроля за ситуацией с незаконными посевами и незаконным производством наркотиков в Афганистане. Именно поэтому ряд стран, включая Российскую Федерацию, в настоящее время подготовил для обсуждения Генеральной Ассамблеей ООН проект резолюции «Укрепление международного сотрудничества по борьбе с незаконным производством и оборотом наркотиков в Афганистане», озвученный на заседании КНС ООН 12 марта с. г. в Вене. Документ одобрен Государственным антинаркотическим комитетом.
Нужен более широкий контроль со стороны заинтересованных стран в отношении планирования и реализации мер по борьбе с незаконными наркотиками – на основе специального наблюдательного совета. Такой совет должен быть сформирован на принципах широкого представительства стран для объективной оценки эффективности мероприятий, своевременной адаптации локальных стратегий применительно к специфике каждой отдельной провинции и районов Афганистана.
Само планирование конкретных мер должно осуществляться на основе соответствующей «единой дорожной карты» по борьбе с наркотрафиком.
Необходимо широко привлекать и международные организации, которые призваны реализовать международные требования к Афганистану, прежде всего Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). ОБСЕ могла бы настойчивее работать с Афганистаном в плане обеспечения там элементарной демократии и защиты неотъемлемого права личности на достоинство.
Между тем, как отметил Иванов, ФСКН прилагает все необходимые усилия по пресечению афганского наркотрафика. Службой с начала года изъято уже более 600 килограммов героина, то есть в 2 раза больше, чем за тот же период прошлого года.
На конференции директор ФСКН обратился за поддержкой общественности по этому направлению. В частности, всячески поддержать обращение в Экономический и социальный совет (ЭКОСОС) ООН.

Справка «ВМ»
На днях была успешно завершена операция под кодовым названием «Спрут», длившаяся 8 месяцев, в ходе которой изъяты значительные партии наркотиков в городах: Санкт-Петербурге – 122 кг героина, Омске – 127 кг героина и в Красноярске – 100 кг опиума. Все три города были ячейками одной сети, а штаб-квартира наркокартеля находится на территории Афганистана, в зоне дислокации британского военного контингента – провинции Гельменд. К уголовной ответственности привлечены 34 преступника.

Заявление Государственной думы
Десятилетие, прошедшее со дня принятия в 1998 году Двадцатой специальной сессией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций Политической декларации и Плана действий по налаживанию международного сотрудничества в деле искоренения незаконных наркотикосодержащих культур и содействия альтернативному развитию, подтвердило правильность намеченных целей и неотложную необходимость их достижения.
Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации, поддерживая и высоко оценивая совместные усилия государств мира, а также деятельность международных организаций и гражданского общества по уничтожению или существенному сокращению незаконных посевов наркотикосодержащих культур, с сожалением вынуждена признать, что мировое сообщество не в полной мере выполнило задачи, поставленные Двадцатой специальной сессией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.
Неизменно подчеркивая высокую актуальность выполнения указанных задач, Государственная дума настоятельно призывает мировое сообщество к объективной оценке полученных результатов и применявшихся стратегий.
Депутаты Государственной думы с тревогой отмечают негативные тенденции к увеличению площади посевов опийного мака и росту производства опия в Афганистане, объем которого, по статистике Управления ООН по наркотикам и преступности, возрос с 2001 по 2008 год в 42 раза и составляет 7700 тонн, в результате чего Афганистан превратился в мирового монополиста по производству опиатов.
Тщательное изучение сложившейся в Афганистане ситуации позволяет сделать вывод о том, что производство опия сосредоточено в основном на юге страны. Продолжающаяся военная конфронтация в Афганистане, отсутствие условий безопасности в стране препятствуют производству сельскохозяйственной продукции и стимулируют производство наркотиков, доходы от продажи которых являются основным источником финансирования террористической и экстремистской деятельности.
Оптимистичные выводы о «свободных от опия» северных провинциях Афганистана как о примере для подражания для остальных провинций опровергаются данными о рекордных урожаях здесь другой наркотикосодержащей культуры – конопли – и получении из нее марихуаны (Афганистан занимает одно из первых мест в мире по ее производству). Кроме того, именно в этих провинциях, вблизи границ с Таджикистаном и Узбекистаном, сконцентрировано большинство наиболее технически оборудованных лабораторий, перерабатывающих собранный на юге страны опий в героин.
При сохранении существующих методов борьбы с угрозой распространения наркотиков из Афганистана кардинальное решение проблемы может занять многие годы.
Государственная дума еще раз отмечает, что борьба с возросшей угрозой распространения наркотиков из Афганистана является общей задачей мирового сообщества, выполнение которой требует скоординированных действий на международном уровне, и напоминает, что Совет Безопасности ООН неоднократно признавал незаконное культивирование опийного мака и незаконную торговлю опием как угрозу миру, стабильности и социально-экономическому восстановлению Афганистана, а также безопасности этого региона и других регионов мира.
В условиях долгосрочного сохранения глобальных и региональных проблем и угроз в Афганистане заинтересованные государства, особенно те, которые в наибольшей степени страдают от афганского наркотрафика, вправе ставить вопрос о повышении эффективности антинаркотических усилий государств, которые участвуют в обеспечении мира и законности на территории Афганистана.
Широкомасштабное потребление произведенных в Афганистане наркотиков наносит серьезный вред личности, семье и обществу как в самом Афганистане, так и в других государствах, включая Российскую Федерацию.
Учитывая вышеизложенное, Государственная дума считает, что:
- все заинтересованные государства, прежде всего Афганистан и государства – участники Международных сил содействия безопасности в Афганистане, должны активизировать усилия по противодействию распространению наркотиков из Афганистана, поскольку они представляют собой прямую и реальную угрозу безопасности в регионе и мире;
- государствам – членам ООН необходимо серьезно проанализировать сложившуюся в Афганистане ситуацию, тенденции ее развития в регионе и незамедлительно принять меры по усовершенствованию механизмов противодействия распространению наркотиков из Афганистана;
- параметры международной помощи в области борьбы с наркотиками нуждаются в совершенствовании, необходимо принять меры по выработке четких временных и количественных показателей оценки ее эффективности, а также создать программу помощи, скоординированную на различных уровнях на основе «единой дорожной карты» по противодействию производству наркотиков в Афганистане и ориентированную на различные регионы, доноров и получателей;
- Международные силы содействия безопасности в Афганистане должны более активно и решительно участвовать в уничтожении незаконных посевов наркотикосодержащих культур и пресечении деятельности по производству и распространению наркотиков;
- результаты состоявшейся в марте 2009 года в городе Москве специальной конференции по Афганистану под эгидой Шанхайской организации сотрудничества и позитивные итоги также состоявшейся в марте 2009 года Гаагской международной конференции по Афганистану играют важную роль в активизации регионального сотрудничества в интересах стабилизации обстановки в Афганистане, и всем заинтересованным государствам и международным организациям целесообразно принять участие в реализации конкретных мероприятий, предусмотренных Планом действий государств – членов Шанхайской организации сотрудничества и Афганистана, принятым по итогам специальной конференции по Афганистану под эгидой Шанхайской организации сотрудничества;
- необходимо налаживать взаимодействие по линии «Организация Договора о коллективной безопасности – Организация Североатлантического договора», прежде всего в сфере борьбы с наркотиками в целях объединения антинаркотических усилий, предпринимаемых внутри Афганистана и по периметру его границ;
- все заинтересованные государства и международные организации должны принять участие в успешно реализуемой под эгидой Организации Договора о коллективной безопасности комплексной оперативно-профилактической операции «Канал» и подключиться к созданию по периметру границ Афганистана поясов антинаркотической и финансовой безопасности.
При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка: «Газета «Вечерняя Москва»» на первоисточник обязательна.