серотонергические галлюциногены - диэтиламид лизергиновой кислоты (LSD), мескалин и псилоцибин

опасность при употреблении: Главная опасность заключатся в том, что, по-видимому, LSD вызывает хромосомные нарушения. Поэтому употребляющие этот наркотик мужчины или женщины рискуют иметь неполноценных детей. Этот вывод базируется на обнаружении того, что LSD нарушает хромосомы в лейкоцитах, искусственно культивируемых в лаборатории. На основании этого возникает опасение, что LSD может повреждать человеческие гаметы.
Важной проблемой являются острые панические или параноидальные реакции, вызываемые наркотиком.Например, был случай самоубийства человека, принявшего LSD в ходе одного эксперимента, проводившегося ЦРУ в 50-х гг., но не знавшего об этом. Оказаться под воздействием наркотика без предварительного знания о его возможностях весьма опасно, могут быть катастрофические последствия.

LSD также вызывает длительные расстройства психики. Может быть, наиболее известный и ужасающий пример этого - Чарльз Мэнсон и его "семья". В "семье" Мэнсона употребляли LSD в больших дозах, но неизвестно точно, какую роль, если таковая имело место, это употребление сыграло в их психопатологии, приведшей к массовым убийствам.

История:

Когда испанские конкистадоры начали исследовать и колонизировать Мексику, а также другие части Центральной и Южной Америки, они столкнулись с новыми цивилизациями, обычаи и религия которых были им не знакомы. Среди этих обычаев было использование галлюциногенных растений в религиозных церемониях. Одним из первых описал их Фернандо Хернандес, придворный врач испанского короля. В 1577 году он изучал растения, используемые ацтеками и отметил употребление кактуса пейота, псилоцибиновых грибов и семян вьюнков. Хотя эти растения содержат различные вещества, все они обладают ярко выраженным галлюциногенным действием. Поэтому индейцы относились к этим галлюцинациям как к оракулам, способным предсказывать будущее и разгадывать тайны, помогать в принятии решений, а также помогать лекарю или шаману в лечении больных. Галлюциногенные компоненты семян вьюнков (эргин и изоэргин) похожи на LSD, но менее действенны и, кроме того, они вызывают сильную тошноту и рвоту - факторы, которые ограничили их использование в настоящее время. Ацтеки и майя называли псилоцибиновые грибы "теонанактл", что означает "тело богов" и, как можно догадаться по названию, эти грибы считались священными. Изображения грибов, обнаруженные при раскопках цивилизации майя, датируемые ранее 1 тыс. до н.э. наводят на мысль, что использование священных грибов является древней практикой. Испанский писатель де Сахагун в 1500 гг. так описал использование грибов ацтеками:

Эти грибы вызывали у них отравление, вызывали видения и возбуждали в них страсть... Они ели грибы с медом, и, когда они становились достаточно возбужденными благодаря действию грибов, принимались танцевать, в то время, как некоторые пели, а иные плакали... Некоторые индейцы, которые не хотели петь, сидели в своих жилищах задумавшись; другим чудилось, что они умерли и поэтому они плакали; некоторые видели, как их едят дикие звери; другим представлялось, что они стали пленниками; кому-то виделось, что он стал богат и имеет много слуг; были и такие, которым казалось, что они совершили прелюбодеяние, и им проломили за это головы...

Возможно, это первое описание разнообразного действия галлюциногенов на людей. Использование семян вьюнка и священных грибов сохранилось на сегодняшний день кое-где в Мексике в ритуалах лечения и гадания.

В Южной Америке для тех же целей использовали другие растения. Галлюциногены хармалин и хармин находятся в коре виноградной лозы Banisteriopsis caapi и В. Inebrians. Эти растения известны аборигенам западной области Амазонии в Бразилии, Колумбии, Перу, Эквадоре, Боливии, под именем Аявазка или Каапи. Местные названия напитков, изготовляемых из коры этих растений - яг, пинде, дала. Эти растения используются в церемониях лечения, обрядах посвящения. Аборигены утверждают, что они придают им телепатическую силу, но этому нет научного подтверждения. Также в Южной Америке (Бразилия, Колумбия, Венесуэла) из-за своих галлюциногенных свойств используются различные виды дерева Вирола (Virola calophylla, V. callophylloidea, и V. theiodora). Порошок коры этих деревьев содержит мощный галлюциноген диметилтриптамин (DMT). Порошок Виролы употреблялся некоторыми амазонскими племенами в погребальных ритуалах, в ходе которых его съедали вместе с истолченными костями умерших.

Несмотря на длительную историю использования галлюциногенов, эти наркотики практически не оказывали влияния на массовую европейскую или американскую культуру до 60-х гг., когда произошел всплеск использования галлюциногенов. История "психоделического движения" началась в Базеле, в Швейцарии, где Альберт Хофманн, химик, работающий в Лабораториях Сандоза, в 1938 году открыл LSD. Хофманн изучал производные спорыньи, одной из разновидностей сумчатых грибов, которая поражает злаки и время от времени вызывает вспышки заболевания (Огонь Св. Антония) в средневековой Европе, когда оказывался зараженным хлеб. Производные спорыньи имеют медицинское значение в лечении мигреней и спазмов матки во время беременности, и именно это представляло интерес для лабораторий Сандоза. Хофманн постепенно синтезировал большое количество соединений, содержащих лизергиновую кислоту, 25-ым из которых был диэтиламид лизергиновой кислоты, помеченный LSD-25 на бутылке. LSD прошел предварительную проверку на животных, не обнаруживая никаких перспектив с коммерческой точки зрения и был отложен на полку. Он оставался неизвестным до 1943 года, когда Хофманн решил перепроверить его свойства. Во время лабораторного эксперимента Хофманн случайно просыпал небольшое количество LSD на руку, где он и абсорбировался. Таким образом Хофманн оказался первым человеком, испытавшим действие LSD. Вот как он описывает свои впечатления:

"Я вынужден был прервать свою работу в лаборатории где-то около полудня и отправился домой, испытывая необычную неугомонность, сопровождаемую легким головокружением. Дома я прилег и погрузился в довольно приятное состояние, характеризующееся необыкновенно оживленным воображением. В состоянии, похожем на сон, с закрытыми глазами... я воспринимал непрерывный поток фантастических картин, необычных форм с интенсивной, калейдоскопической игрой красок." Хофманн решил, что его диковинные переживания являются следствием контакта с LSD, и задумал проверить свое предположение в ходе эксперимента. Он рассудил, что LSD должен быть очень мощным веществом, раз оно способно вызывать такие эффекты при случайном применении, и отмерил для перорального употребления 250 мг - крошечное количество лекарства по меркам того времени. Хофманн не мог знать, что LSD обладает настолько сильным действием, что эта доза по крайней мере в два раза сильнее обычной эффективной дозы (25-125мг.)

После принятия этого препарата Хофманн отметил в своем журнале: "Начинается головокружение, чувство беспокойства, визуальные нарушения, симптомы паралича, желание смеяться". На этом моменте действие наркотика настолько проявилось, что он не смог дальше писать. Он попросил своего ассистента проводить его домой и позднее написал следующее о LSD-"Tрипе" (сеансе приема LSD):

"По пути домой мое состояние начало принимать угрожающие формы. Абсолютно все, что было в поле моего зрения качалось, расплывалось волнами, было как в кривом зеркале... Наконец мы прибыли домой в целости и сохранности, и я едва был в состоянии попросить моего компаньона вызвать нашего семейного врача и попросить молока у соседей... как необычное противоядие. Затем все окружающее меня преобразилось угрожающим образом. Все в моей комнате кружилось и приняло гротескные, устрашающие формы. Все находилось в постоянном движении, было одушевленным, как будто приводилось в движение от внутренней нетерпеливости. Женщина-соседка, которую я с трудом опознал, принесла мне молоко... Она не была больше миссис P., а стала злобной, коварной ведьмой в цветной маске."

Позже, когда эффект наркотика стал ослабевать, Хофманн отметил, что ему понравились галлюцинации и изменения процесса мышления. После этого открытия и отчета Сандозу последовали и другие эксперименты.

Сандоз начал распространять LSD среди психологов и психиатров для использования в психотерапии. Предполагалось, что наркотик в состоянии разбить защиту нормального эго пациента и таким образом облегчить психотерапевтическое лечение. Психиатры рискнули опробовать это средство на себе, чтобы лучше понять субъективные переживания больных шизофренией. Возникла теория, что LSD является психомиметиком - имитирует состояния психозов.

В начале 60-х гг. многие люди начали употреблять LSD, и наркотик приобрел некоторую известность. Одним из употреблявших LSD был кинозвезда Гарри Грант, который заявил в одном из интервью, что психотерапия с помощью LSD изменила всю его жизнь и полностью умиротворила его сознание. Другой известной личностью, употреблявшей LSD был Генри Льюс, глава корпорации "Тайм", заявивший, что под влиянием LSD он разговаривал с Богом. Английский писатель Олдос Хаксли, который еще раньше пробовал пейот и описал свой опыт в книге, пропагандировал LSD и другие галлюциногены как ведущие к новой ступени в человеческой эволюции! Но самыми влиятельными из первых употребивших LSD были гарвардский психолог Тимоти Лири и писатель Кен Кизи.

Лири и его гарвардский товарищ Ричард Олперт (позже ставший известным как религиозный писатель Баба Рам Дас), принимая LSD и другие галлюциногены, пришли к убеждению, что эти вещества обладают психической и духовной ценностью. После этого начались открытые эксперименты, включавшие изучение положительных эффектов LSD на заключенных, внимательное наблюдение за участниками вечеринок, на которых употребляли LSD, проводившиеся на гарвардском факультете среди студентов, известных людей и некоторых интеллектуалов. В какомто смысле, Лири перестал быть ученым, а превратился в главу социального и религиозного движения. Называя себя "Верховным Священником", Лири заявлял, что LSD это способ духовного просвещения. Лири был вынужден покинуть Гарвард, но все равно продолжал проповедовать LSD и стал широко известен в средствах массовой информации. Официальное гонение властей придавало ему все больше известности, он превращался в мученика, обращающего людей в новое вероисповедание, в то время как нация с удивлением узнавала о все новых и новых чудесах LSD.

На западном побережье LSD популяризировали известный писатель Кен Кизи. Кизи - автор книги "Полет над гнездом кукушки". По словам Вольфа, "кислотные испытания", которые устраивал Кизи, проходили в виде вечеринок, собиравших сотни людей, которые "подключались к LSD" за одну ночь. LSD начал оказывать влияние на набирающую силу субкультуру хиппи частично через музыку таких групп как Grateful Dead, Jefferson Airplane, Jimi Hendrix, а также многих других, чья музыка определяется как "кислотный рок". Постепенно даже The Beatles становятся частью этого движения и сюрреалистические образы таких песен как "Lucy in the Sky with Diamonds" заставили весь западный мир если не принимать, то, по крайней мере, говорить об LSD. К концу 60-х гг. LSD стал самым дискуссионным наркотиком в мире. По крайней мере 2 миллиона людей попробовали наркотик в одних только Соединенных Штатах, и положительные отзывы о LSD стали перемежаться все более частыми негативными. Было обнаружено, что LSD вызывает хромосомные нарушения. Употребляющих LSD стали предупреждать, что их дети скорее всего будут с различными наследственными заболеваниями. Говорили, что LSD вызывает помешательство, ведет к самоубийству, провоцирует акты насилия. Вся эта полемика привела к некоторому спаду употребления LSD в 70-х и 80-х гг., но возможно не меньшее значение имеет то, что люди разочаровались в мистике LSD, поняли, что LSD не ведет к духовному просвещению. Вот как Гюнтер С. Томпсон описывает ту эпоху:

"Путешествия" в стиле Тимоти Лири обнаружили роковую ошибку. Он гремел на всю Америку, торгуя расширением сознания, не обращая ни малейшего внимания на жестокую действительность, которая ожидала всех тех людей, которые принимали его слишком серьезно... Нельзя сказать, что они не заслужили этого: без сомнения все они Получили То, Что Пришло К Ним. Все эти патетически настроенные чудаки верили, что они могут купить Мир и Понимание за 3 доллара. Но их неудачи и разочарования это и наши неудачи. Тимоти Лири привнес с собой широко укоренившуюся иллюзию, с помощью которой возникло поколение искалеченных на всю жизнь, потерявших надежду людей, которые никогда не поймут старое как мир заблуждение Кислотной Культуры: безрассудное предположение, что кто-то - или, по крайней мере, какая-то сила - может зажечь Свет в конце тоннеля.

Употребление LSD не исчезло, но значительно уменьшилось в 80-х гг., достигнув минимума в 90-х. Однако многое предвещает новый всплеск употребления LSD, а также других галлюциногенов. В последнее время средства массовой информации обращают внимание на использование LSD и MDMA (экстази) в субкультуре рейва. Длительные вечеринки или концерты, характерные для рейв-культуры, обычно длятся много часов и часто сопровождаются световыми лазерными шоу, техно-музыкой, неистовыми танцами и разнообразными выходками. CBS отметила недавно, что рейвы "более напоминают 60-е гг., чем сами 60-е" и подчеркнула, что с этим движением связано возрастание употребления LSD и экстази. Национальный Институт по Проблемам Злоупотребления Наркотиками докладывает, что употребление LSD опять возрастает. Свидетельства тому - увеличение его доступности, все больше людей сами признаются в употреблении LSD. Также увеличилось число обращающихся за медицинской помощью в связи с приемом LSD.